«Это не академический музей, в основе его не жизнь писателя, не его биография, а творчество, мир его героев. В нашей стране еще таких музеев не было, да и в мировой практике не много отыщется аналогов, разве что музей великого сказочника Андерсена» — (С. Г. Бродский)

В экспозиции музея воплощен дух романтического творчества Александра Грина. Небольшой одноэтажный дом сохранил мемориальность своих стен, но получил необычное оформление. Лишь одна комната − кабинет Александра Грина − восстановлена в том виде, в каком была при жизни писателя, а дом волей и фантазией создателей превратился в символический парусный корабль. Здесь белые стены обшиты темным деревом и сизальским канатом. Комнаты этого необычного музея напоминают каюты, имеющие звучные названия:

Карта «Гринландия»Трюм фрегатаКаюта странствийКлипернаяРостральнаяКаюта капитана.

Кроме фотографий, гравюр, рукописей, здесь − ростра корабля, модели парусников, старинные корабельные приборы и карты, океанские раковины. Строгость вкуса, безукоризненность пропорций, полное отсутствие примет житейского быта сохраняют в музее не тронутое годами состояние одухотворенности, и ощущаешь себя в нем счастливым, вернувшимся в детскую пору мечтаний.

Главным замыслом автора экспозиции Геннадия Золотухина и художника Саввы Бродского было стремление воссоздать «блистающий мир» воображения писателя. Образ музея в виде старинного парусного корабля отражает саму живописную грань творчества Александра Грина — романтику морских странствий. Небольшие комнаты-каюты со строгим интерьером темного дерева и беленых стен, замысловатые морские узлы и плетения сизальского каната, модели парусников.

Рядом с книгами — морские приборы и карты, раковины, маячные фонари. Против входной двери — «Роза ветров», указывающая направление сторон света. На стенах и потолке — рельефное панно-карта фантастической страны Гринландии. Материки, бухты, проливы, затерянные в Великом океане архипелаги и острова. Знаменитые города Лисс, Зурбаган, Гель-Гью, Покет. Совершив воображаемое путешествие по морям и дорогам Гринландии, поднимемся в «Трюм фрегата»… в сумеречном свете фонарей, на стенах, покрытых вантами, выступают силуэты барка, фрегата, бригантины. Сразу привлекает внимание портрет писателя, выполненный Бродским. Грин изображен как мыслитель, поэт, погруженный в творчество И оживает атмосфера рождения гриновских книг.

Рядом — рабочий кабинет писателя. Это единственная мемориальная комната в музее. Обстановка ее простая и скромная. В углу — ломберный стол, покрытый зеленым сукном. За ним Грин писал. На книжных полках — небольшая подборка русской и зарубежной беллетристики. В стенном шкафу — многотомный словарь Брокгауза и Эфрона, любимое чтение последних лет. Сундук для рукописей, два венских стула, жесткая кушетка, у окна — кресло для отдыха. Стены украшены репродукциями старинных гравюр с изображениями морских пейзажей.

В следующей комнате, Каюте странствий, начинается литературная экспозиция — рассказ о детстве и юности писателя. В Клиперной — как символ свободы человеческого духа — парит модель первого гриновского парусника — клипера «Аврора», — с которого матрос Тарт, герой рассказа «Остров Рено», шагнул на землю, полную сокровищ первозданной, торжествующей природы. Острота сюжета, яркий образный язык, тонкость чувств и глубина мысли — вот тот Грин-романтик, которого высоко оценят его современники — Куприн, Брюсов, Горький. «Магический кристалл» музея — модель галиота «Секрет» под алыми парусами. Истинное немеркнущее чуда принес людям писатель Александр Грин в этом живом воплощении красоты и веры человека в счастье…

У входа в Каюту капитана возвышается «ростра» — носовая часть парусного корабля, выполненная почти в натуральную величину. А внутри «Каюты» — старинные кресла, стол, украшенный инкрустацией, медный иллюминатор, английская подзорная труба, барометр, на полке — книги и звездный глобус. Эта комната первоначально служила рабочим кабинетом Грину. Здесь рождались страницы романа «Бегущая по волнам», одного из самых тонких, поэтичных, истинно гриновских произведений. В одном из писем Грин говорил о начатой работе: «Я пишу о бурях, кораблях, любви, признанной и отвергнутой, о судьбе, тайных путях души и смысле случая».